© Региональная общественная организация по сохранению историко-культурного наследия ВООПИиК, 2016-2017
Процессы реформирования системы ЖКХ, происходящие в последнее время, вызывают широкий общественный резонанс, в связи с этим важной задачей является выявление представлений о ее работе пенсионеров как одной из наименее защищенных социальных групп. По подсчетам Ростовстата численность населения России в 2016 году, составляла 146 544 710 человек. При этом в ней проживает 40 миллионов пенсионеров, что составляет порядка 28 % от общей численности населения.1 В Ростовской области численность пенсионеров в 2016 году составила 1 млн. 300 тысяч от общей численности населения 4 млн. 242 тысячи (около 31%). Средний размер пенсий в Ростовской области составил в 2016 году – 11630 рублей. По оценкам правительства РФ прожиточный минимум в целом по стране к 2017 г., по сравнению с прошлым годом, вырос на 2,2 %. При этом на 36-м заседание Законодательного собрания Ростовской области, которое прошло 20 октября 2016 года, было принято решение, не увеличивать прожиточный минимум пенсионеров в Ростовской области в 2017 году и оставить его на прежнем уровне. По словам председателя парламента Александра Ищенко, он будет составлять 8488 рублей. Общая величина прожиточного минимума в Ростовской области во втором квартале 2016 года составила 9 734 рубля, что больше, чем в первом квартале, на 207 рублей. Рост цен на основные товары и услуги в Ростовской области с начала 2016 года составил 3,9%. Годовая инфляция в России по официальным данным составила в 2016 году 7% (по неофициальным больше 20%, а по ощущениям населения и того более). В основе прожиточного минимума, как известно, находится так называемая «потребительская корзина», которая содержит сведения и расчеты, основанные на данных о стоимости: необходимого продуктового набора, ряда непродовольственных товаров первой необходимости, первостепенных услуг, к которым относится медицина и, конечно же, коммунальные платежи. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №68- рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
Андрей Матвеевич Байков - (1831—1889) — городской голова Ростова-на-Дону во второй половине XIX века. Памятник. Ростовский сантехник. Памятник. 2016
Для того, чтобы определить весь спектр проблем, возникающих в сфере ЖКХ у такой социально незащищенной группы населения, как пенсионеры, было проведено исследование, в котором пожилым людям было предложено оценить качество услуг ЖКХ, назвать основные проблемы в данной сфере, а также определить виновников сложившейся ситуации. В начале 2017 года был проведен массовый опрос под общим названием «Проблемы ЖКХ глазами социально незащищенных слоев населения (на примере пенсионеров Ростовской области)». В ходе исследование было опрошено более 2000 человек в 5 населённых пунктах Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, г. Шахты, г. Батайск, г. Азов, г. Новочеркасск). Описание методологии исследования. Исследование базируется на сборе и анализе эмпирических данных, при этом процедуры сбора данных включали в себя проведение стандартизированных анкетных интервью в 5 населенных пунктах Ростовской области. Репрезентативность проводимых исследовательских процедур обеспечивалось за счет реализации многоступенчатой стратифицированной выборки (тип поселения, территория поселения, пол респондента, уровень образования). Подробные сведения о величинах доверительных интервалов для разных территориальных кластеров и всей выборочной совокупности, а также квотные параметры выборочной совокупности содержатся в программе исследования. Инструментарий исследования формируется с учетом задач каждого этапа. Анкета включает вопросы закрытого и открытого типов, вопросы шкаллированной оценки, вопросы множественного выбора, социально- демографический блок и содержательную часть по теме исследования. Для достижения цели, поставленной в исследовании, был использоваться метод анкетирования, который предполагает набор четко сформулированных вопросов, предлагаемых респонденту в письменном виде. Анкетирование в силу своих особенностей имеет ряд преимущества перед другими методами опроса: сокращается время на регистрацию ответов респондентов; формализация ответов создает возможность использования механизированной и автоматизированной обработки анкет; также благодаря анонимности удается добиться искренности в ответах. Исследование строилось на сочетании трех типов исследовательских процедур – сбора эмпирической информации различными методами, обработки собранной информации и аналитической работы с обработанными материалами. Результаты нашего исследования позволяют сделать несколько рекомендаций: 1. Во избежание трудностей, возникающих с оплатой коммунальных платежей, следует разработать ряд мер по упрощению процедуры оплаты через терминалы, вызывающие в настоящее время наибольшие затруднения у пенсионеров. В терминалах основные платежи населения (газ, вода, электроэнергия) должны быть выделены более четко (в «одно окно»), крупными буквами и цифрами, учитывая возрастные особенности плательщиков. Систему оплаты следует максимально упростить, сведя к 3-4 пошаговым операциям. В банковских терминалах пошаговая система оплаты должна быть унифицирована, тогда как в настоящее время в разных банках она принципиально различается, создавая дополнительные трудности. 2. Следует обязать ресурсоснабжающие кампании формировать квитанции в строго установленные сроки, аналогичные тем, которые установлены для плательщиков в части передачи показаний. (Здесь установлены строгие сроки  с 23-по 25 число месяца). Скорректировать сроки оплаты разных услуг таким образом, чтобы плательщики могли оплачивать полный комплект квитанций за текущий месяц. 3. Следует прекратить, так называемую «перекрестную» систему показаний, когда, скажем показания осуществляются разными способами и дублируется (для многоквартирных домов!)  передачей «отрывных талонов» квитанций в соответствующие «ящики», расположенные в подъездах. 4. Социальные службы должны активизировать свою деятельность в части дополнительной организации помощи пенсионерам 75 лет и старше в оплате коммунальных платежей. 5. Необходимо формирование единой легитимной политики во взаимовыгодном деловом партнерстве поставщиков услуг, потребителей и посредников, консолидация совместных усилий на приоритетных направлениях управления сферой ЖКХ, на условиях обеспечения ясности, открытости осуществления финансовых расчетов и производимых начислений. 6. В целях повышения эффективности деятельности активных игроков в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Товарищества собственников жилья, Управляющие компании) необходимо определение четкого регламента их деятельности с обязательным доведением до сведения всех потребителей доступным и наиболее приемлемым для них способом. Согласно данным исследования, наиболее приемлемым источником информации для пенсионеров являются квитанции на оплату услуг ЖКХ (87,1% опрошенных). Затем называют информационные стенды в подъездах (26,3%) и телевидение (23,1%). Соответственно, необходимо активнее использовать в работе ТСЖ и УК названные каналы распространения информации. 7. Необходимо осуществлять прогнозирование потребностей в кадрах для жилищно-коммунального сектора экономики, в том числе и молодых специалистов из числа управленцев инновационного типа. 8. Привлекая административные, финансовые, информационные ресурсы организовать работу учреждений в сфере жилищно-коммунального хозяйства на более высоком качественном уровне (качество, доступность, надежность и безопасность предоставляемых услуг), способствующем улучшению репутации и повышению доверия к системе ЖКХ. 9. Актуализировать фактор социальной поддержки пенсионеров в вопросе выделения субсидий и оформления льгот, как инструмента повышения качества жизни данной социальной группы и снижения социальной напряженности в обществе. 10. Способствовать развитию таких форм организации в сфере ЖКХ как товарищества собственников жилья (ТСЖ), института гражданского общества, способного нести социальную ответственность. 11. Организовать и внедрить в области систему общественного контроля за качеством выполняемых работ и результатами финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний. 12. Развивать социальное партнерство между различными структурами и институтами гражданского общества для развития и позитивных изменений в системе жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Анализ результатов опроса позволяет выделить по признаку характера социального самочувствия три основных группы пенсионеров: оптимистов, пессимистов и тех, чье социальное самочувствие имеет настороженно- умеренную окраску. В общем массиве респондентов несколько преобладают последние: их эмоционально- психологическое состояние оценивается как спокойное, текущая жизнь – удовлетворительно, общественная ситуация и собственное материальное положение в динамике представляются как относительно стабильные, а в будущее они смотрят спокойно, но без особых надежд и иллюзий. Вторая по представленности в общем массиве – группа пессимистов. В повседневной жизни их сопровождают чувства тревожности, раздражительности, озлобленности и агрессии. Они более категоричны в оценках текущей ситуации (как собственной, так и общественной), а динамика материального состояния оценивается ими резко отрицательно. Наиболее малочисленную группу представляют оптимисты, чьи социальные ожидания описываются в позитивных определениях, а текущее положение оценивается как довольно благополучное. В то же следует отметить крайне незначительную представленность в числе последних число выбирающих по всем вопросам наиболее положительные градации. По результатам исследования можно констатировать двойственный характер уровня доверия пенсионеров региона к основным государственным и общественным институтам: серьезное доверие к одним (Президент РФ, российская армия, церковь) сочетается с достаточно высоким уровнем негатива к другим (судебная система, органы внутренних дел и полиция). Некоторая неопределенность выражается в отношении региональных и местных органов власти. Наибольшее число затруднившихся ответить наблюдается в отношении таких институтов как СМИ, общественные правозащитные организации и Государственная Дума. И если в отношении средств массовой информации имеет смысл говорить о противоречивом характере самого института, то в случае последних вероятнее всего имеет место слабая информированность относительно направлений их работы. Одной из рабочих гипотез данного исследования стало предположение о том, что пенсионеры являются одной из тех социальных групп, которая часто дискриминируется в правах и возможностях. Результаты опроса не подтвердили наше предположение: большинство опрошенных лиц пожилого возраста никогда не испытывали дискриминации почти по всем из предложенных в опросном листе признаков. Из числа тех, кто все-таки столкнулся с ограничением своих прав, большинство отметили, что это произошло из-за их материального положения. На втором месте находится дискриминация из-за ограничений по здоровью. С проявлениями эйджизма (дискриминации по возрасту) столкнулся только каждый шестой пенсионер. Реже всего права людей пожилого возраста нарушаются из-за их половой и национальной принадлежности. Пенсионеры, являясь самыми добросовестными потребителями и дисциплинированными плательщиками коммунальных услуг очень чутко реагируют на изменения, происходящие в сфере ЖКХ, поэтому в социальных практиках необходимо учитывать особенности контингента пенсионеров, как то: гендерные (среди пенсионеров по старости, например, преобладают женщины); семейный статус (среди пожилых женщин большое количество одиноких (вдов), т.к. продолжительность жизни мужчин ниже, чем у женщин; степень и характер инвалидизации пенсионеров и др. Выявленные в ходе исследования недостатки существующей системы ЖКХ в Ростовской области должны стать теми болевыми точками, на локализацию которых необходимо направить все ресурсы, чтобы превратить эти недостатки в достоинства работы игроков в сфере ЖКХ, обеспечив тем самым собственную региональную уникальность и повысив эффективность. Так, при проведении коммунальной реформы на локальном уровне (на уровне конкретного ТСЖ или УК), необходимо на основе использования научных методов составить социальный паспорт собственников жилья, проживающих на вверенной территории, выявить их потребности и разработать стратегию управления. Так, например, если среди жильцов преобладают семьи с детьми, то деятельность жилищно-коммунальных служб должна быть направлена на благоустройство и уборку территорий, строительство детских площадок, создание доступной среды для матерей с колясками, содержание в чистоте лифтов и лестничные площадок. Вопиющей проблемой пенсионеры назвали повышение тарифов на коммунальные услуги, зачастую неоправданное. Но, так как тарифы устанавливаются и регулируются федеральными и региональными органами исполнительной власти, и мы не можем повлиять на их изменение (понижение) непосредственно, было бы актуально и востребовано создание общественных организаций, осуществляющих правовое информирование, консультирование и представительство интересов потребителей во взаимодействии с органами власти (исполнительной и судебной) в сфере защиты их прав и восстановления нарушенных (например, если качество предоставленных услуг не отвечает нормативам, установленным законодательно) и т.п. Доля пенсионеров от общей численности населения в Ростовской области достаточно велика и составляет порядка 28 %. Пенсионеры остаются социально незащищенной группой населения, так как средний размер пенсий и размеры прожиточного минимума оставляют данную социальную группу «за чертой бедности». Пенсионеры, несмотря на свое сложное материальное положение, остаются самыми законопослушными плательщиками услуг ЖКХ, не допуская просрочек и задолженностей по оплатам. Более 80% отметили, что не допускают накопление задолженности по ЖКУ. Проводить оплату услуг ЖКХ пенсионеры предпочитают  самостоятельно (78,9 %), в редких случаях перекладывая эту обязанность на плечи родственников (знакомых) (23,8 %), еще реже – социальных работников (1,1%). Несмотря на значительное увеличение за последние годы доли пенсионеров в числе пользователей Интернета, среди видов деятельности, которые осваивают в интернете новые пользователи, оплата услуг – не является пока предпочтительной. Представители «третьего поколения» предпочитают и оплату услуг ЖКХ производить наличными (71,5%), а не  банковскими картами в отделениях банков и связи. Оплату через терминалы в отделениях банков и через Интернет осуществляет не более 10%. Суммы по оплате услуг ЖКХ пенсионеры считают слишком большими (60,1 %), отмечая очевидное несоответствие цены/качества предоставляемых услуг и полагают, что в эту сферу должны быть дополнительные вложения из федерального и регионального бюджета, но под контролем государства. 46,5 % считают, что государственные предприятия смогли бы предоставить более качественные услуги. Конкурентная борьба между частными кампаниями за сферу ЖКХ не принесла пользы за последние годы. На частные управляющие кампании в этом смысле надеются только 8,1%. То, что рыночная конъюнктура обеспечит улучшение качества услуг вызывает сомнение у пенсионеров. Надежду на это высказало только 18,1%. Анализ практик экономии, реализуемых пенсионерами Ростовской области при потреблении услуг жилищно- коммунального хозяйства показал, что данная социальная группа испытывает влияние социально-экономического кризиса в своей повседневности, основным проявлением которого является ухудшение материального положения. Оплата услуг ЖКХ занимает третью позицию среди наиболее волнующих проблем современных россиян, так как значительно увеличивает нагрузку на бюджет пенсионеров. Треть пенсионеров области отдает из своего бюджета больше половины ежемесячного дохода, что автоматически определяет эту категорию как социально незащищенную, понижая ее социальный статус. При этом женская часть социальной группы находится в худшем экономическом положении, чем мужчины. Наличие государственной поддержки определенных социальных групп населения не решает проблему повышенной финансовой нагрузки при действующих тарифах в сфере ЖКХ. Только десятая часть пенсионеров не испытывает особых трудностей при оплате услуг ЖКХ благодаря имеющимся у них субсидиям и льготам. Вызванная условиями кризиса необходимость выбора такой адаптивной стратегии как экономия, в жизни пенсионеров области проявляется не только в покупке одежды, медицинском обслуживании, но в экономии при потреблении услуг ЖКХ. Практики экономии носят, как правило, легальный характер, при этом остальные оцениваются не очень строго с позиции соответствия закону. Некоторые из них допустимы на уровне оправдания или даже непосредственной реализации. В настоящее время можно утверждать о несостоятельности «старой» системы хозяйствования организаций жилищно- коммунального хозяйства, однако модель управления, создаваемая путем реформирования жилищно- коммунального хозяйства, не позволяет пока говорить об эффективном результате. Это ставит вопрос о необходимости корректировки мер по вовлечению частного бизнеса в сферу ЖКХ, так как реализованные мероприятия не принесли ожидаемых результатов. Результаты исследования показали, что частные управляющие компании и частный бизнес в сфере ЖКХ пользуется минимальным доверием жителей  пенсионного возраста. Пенсионеры Ростовской области демонстрируют интериоризованное доверие государству в вопросах организации сферы жилищно- коммунального хозяйства, как при взаимодействии с предприятиями, оказывающими услуги ЖКХ, так и в вопросах финансирования этого сектора экономики. В перечне вопросов, которые чаще всего беспокоят пенсионеров в работе данной системы, лидируют проблемы, напрямую связанные с их материальным положением:  рост тарифов оплаты услуг ЖКХ, «прозрачность» начислений, получение  субсидий по оплате услуг. На этом фоне проблемы в работе служб ЖКХ ощущаются пенсионерами менее остро. В числе приоритетных изменений в системе ЖКХ пенсионерами называются вопросы, связанные с ценовой политикой, повышением качества обслуживания, заменой устаревшего оборудования и жилого фонда. В числе мер, которые необходимо принять для улучшения работы системы ЖКХ, пенсионеры называют: усиление контроля за деятельностью компаний (в том числе и повышение прозрачности их деятельности) и ужесточение наказаний. Проблема стоимости тарифов обуславливает распространенность мнений о необходимости их снижения. Немаловажным также признается необходимость совершенствования законодательства в данной сфере и смена формы собственности. При этом многие пенсионеры также видят решение проблемы в изменении кадровой политики, полагая, что если зарплата и условия работы персонала изменятся, то повысится и качество оказываемых услуг. Следует отметить, что многие пенсионеры признают, что далеко не всегда знают о своих правах, о чем свидетельствует признание того, что улучшение ситуации в сфере ЖКХ требует от них самих повышения уровня грамотности. Наиболее приемлемым способом получения информации о сфере ЖКХ для пенсионеров являются квитанции на оплату. В некоторых случаях опрошенные обращаются к повседневным, привычным для них источникам информации: стендам в подъездах, телевидению, газетам и журналам. Низкая информационно- технологическая грамотность данной категории населения обуславливает низкую востребованность Интернета как источника получения информации о работе системы ЖКХ. Приходя оплачивать коммунальные услуги или получать консультацию, пенсионеры прежде всего ждут, что консультационные службы будут иметь удобный график работы  и достаточное количество компетентных, внимательных консультантов. Большое внимание уделяется комфортности в процессе ожидания. Стоит также отметить, что потребность в общении обуславливает относительную непопулярность получения консультаций по телефону.

Проект в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Проект направлен на построение социальной модели коммунального взаимодействия через вовлечение людей старшего поколения в оказание консультационных услуг по вопросам ЖКХ и опирающейся на специально подготовленных консультантов из числа лиц старших поколений.